ЭОР


ЦОР, КИТ, ЭОР - как только не называли те ресурсы, которые отличаются тем, что создаются и работают  на компьютере. Как их классифицировать, как оценить. Как определить, нужны они нам или нет, делается от этого процесс обучения эффективнее или не очень.

Нужны ли нам  вообще эти новшества?
 
Вариант 1. " Все использую, но ничего не меняется"
Эйфория от внедрения техники в процесс обучения должна смениться пониманием того, зачем нам это. Приходишь на урок и видишь. Работают... Проектор, компьютер, интерактивная доска, документ-камера и много разных электронных  ресурсов. И даже учитель - работает. Не работают только дети. Унылый взгляд, если его удастся поймать, говорит "да ну вас всех". И даже нет попытки изобразить деятельность, современные дети часто даже на это не желают тратить силы.

 Вариант 2. "Не могу, не хочу, не буду"
а. "Не дают и не надо " Нет у нас этих "компьютеров, проекторов, досок"! И не нужны они нам! Вот вам другая крайность. А сотовый телефон у Вас есть? Конечно. А в 1993 многие не верили, что он у них будет и не думали, что купят. Проходит время - изменяются людские потребности.

 б. Я уже немолод(а) Мне это точно не нужно, я работаю в школе последний год, я уже слишком стар(а)! Заявитель (а чаще, конечно, заявительница), по опыту известно, собирается проработать в школе еще лет 15. И работает! Каждый год - последний. А к нам на курсы по изучению компьютера пришла дама в возрасте 88 лет. И получается у нее технику освоить! Возраст вовсе не помеха в освоении нового

Если Вы узнали себя в нарисованных выше персонажах, то Вы попали не на тот сайт. Хотя, подождите, попали ведь. Может быть, попробуете разобраться в проблеме до конца?
  
        Что такое ЭОР?
 
Все очень просто. ЭОР - это электронный образовательный ресурс. Еще иногда говорят - ЭОР нового поколения.   Какие из ЭОРов относятся к "новому поколению" - это уже более сложный вопрос.

        Классификация элементарных ЭОР 
 
                                                     Как можно классифицировать элементарные ЭОР?

Элементарные ЭОР можно, например, подразделить по типу используемых данных :                             
Текст - "самый неудачный" из элементарных ЭОР, т.к. читать "с экрана" дело хлопотное и неблагодарное - устают глаза. Исключение может составить какой-то уникальный текст, которого нет в книгах или отсутствие средств на бумагу или отсутствие принтера.
Может, электронная книга более привлекательна для учащихся? Вызывает большие сомнения, что те, кто неохотно читает бумажные книги, с увлечением начнут читать книги электронные. Особенно сложно читать текст, который на уроке учитель пытается показать с использованием проектора. Это не значит, что вообще нельзя показывать текст через проектор, просто такого текста должно быть очень немного.
 


Графика (Изображение) - вот это уже интересно, т.к. картинка существенно помогает повысить наглядность. Многие начинали применение ИКТ с того, что собирали "картинки по темам". Если картинка качественная, то почему бы и нет. Не стоит только, наверное, заменять картинками то, что учащийся может увидеть, внимательно посмотрев вокруг себя, зачем?
 

  Аудио (Звук)  используется чаще всего на уроках музыки, окружающего мира, литературы и т.д., там, где нужно "создать настроение".



  Видео - уже более интересный вид ЭОР, т.к. с помощью видео можно показать некоторые  динамические процессы. Главное - мера и целесообразность. Иногда при обучении с помощью видеолекции, мне, взрослому человеку, хочется что-нибудь кинуть (благо он далеко) в уныло бубнящего лектора и потребовать ... текст! Дайте мне текст, он говорит в три раза медленнее, чем я читаю. Кроме того, в тексте можно сделать пометки! А уныло произносящая что-то на экране говорящая голова наводит о мысль о том, что из пушек стреляют по воробьям.
Кстати, о воробьях. Посмотрите удивительный фильм
Воробей. Конечно, он не образовательный, а, скорее воспитательный. Вот если мы могли бы сделать такие образовательные видео! То, что задевает наши чувства, остается в памяти и запоминается надолго, это факт.

  
Основной недостаток, который можно отметить у элементарных ЦОР состоит в том, что они не позволяют учащемуся проявить собственную активность. Вернее, активность проявить учащийся может, но ее должен вызвать учитель, например, задав вопрос.

  
Из элементарных ЭОР учитель может сделать "более сложный" ЭОР, например, всеми ругаемую и, тем не менее, удобную, простую в изготовлении и наиболее часто используемую на уроках презентацию. Или видеоролик из фото и текста, например.
Если все сделать грамотно (обязательно грамотно!!!) и не использовать, где надо и где не надо, то даже такими простейшими инструментами  можно повысить наглядность на уроке, как минимум. А максимум напрямую зависит от таланта учителя, использующего ЭОР.

        Особенности  современных ЭОР
 
Для современных ЭОР (т.е. для тех ЭОР, которые на сегодня считаются "самыми-самыми")  выделяют две основные особенности: мультимедийность и интерактивность.

Мультимедийность - это совместное использование нескольких разнородных видов данных, таких как текст, звук, изображение, видео, организованных в виде единой среды, единого целого.
Помните - мультимедийная презентация? Теперь понятно, почему мультимедийная.

Интерактивность - это наличие обратного отклика. Самые любимые и дорогие детские игрушки в магазинах - интерактивные. 
Посмотрите на динозавра Плео - сложная интерактивная игрушка, реагирующая на некоторые действия хозяина.
  Особое место среди интерактивных ЭОР занимают те, которые обладают свойством моделинга (т.е. позволяют моделировать реальный мир)

 Интерактивность открыла новые горизонты в обучении.
Во-первых, все интерактивное очень нравится детям. Не верите? Попробуйте подсунуть в ответ на крики "дай!" младенцу 6 месяцев клавиатуру или мышь, отключив ее предварительно от компьютера,  посмотрите на его реакцию. И радуйтесь, что он не умеет еще говорить. Или вспомните поведение ребенка 1-2 лет. Нажал на кнопку - открыл, хлоп - закрыл, и так, доводя нас до бешенства, раз 100. Изучает обратный отклик!

Во-вторых, возникла идея, что интерактивные ЭОР в какой-то степени облегчат труд учителя, забрав у него рутинную функцию передачи информации и контроля за успехами подопечных. Пусть интерактивный ЦОР станет средством изучения с одновременной подсказкой "так или не так"! Пусть позволит изменять объекты по своему желанию (конечно, в определенных пределах). Собирайте реакторы и звездолеты, сыпьте виртуальные вещества в виртуальные пробирки и проводите виртуальные опыты. Приближайте звезды и изучайте подводный мир. И пусть интерактивный ЦОР направляет, помогает. Этакий электронный учитель, но не тот, которого мы представляли в виде робота со скрипучим голосом, а незримо присутствующий.

Интерактивные ресурсы могли бы, по мнению многих, позволить осуществить индивидуальный подход к обучению. Их применение могло бы позволить учащемуся выбирать индивидуальную траекторию обучения.

Так за чем же дело стало? Дело в том, что создание хорошего интерактивного ЭОР требует качественно запрограммированного сценария "откликов". Это не простая задача. Чем сложнее и многообразнее задача и больше вариантов действий, тем сложнее реализовать такой сценарий программисту. Кроме того, надо просчитать все варианты действий ученика, дать ему такие подсказки, чтобы он понял, что он сделал не так и как ему двигаться дальше. Для хорошего учителя понять, почему ученик ошибается и как ему помочь "выбраться на правильный путь", может, и не сложно. А вот для ЭОР... 

  
        Когда  и где применять ЭОР
 
Доска (хорошо, если не только обычная, но интерактивная), компьютер, проектор. Обычное? Не совсем, но все более становящееся обычным оснащение учебного класса. И только в кабинете информатики есть 7-14 компьютеров (это как кому повезло).

Да, забыла, в некоторых школах есть еще мобильные классы. Есть чем учителям занять себя между уроками. Перевозка тяжелой тележки и распутывание проводов как раз займут всю перемену. Не хотите проводов? Поверьте, следить за зарядкой сразу 10-15 ноутбуков занятие не из веселых. Я, в общем-то, не о сложностях, а о том, что если "заказывать" мобильный класс, то лучше не на урок, на день. А коллега в соседнем классе? Ему (ей) придется ждать.

Зачем я о грустном? Все дело в том, что с элементарными ЦОР и их комбинациями ( и даже в принципе, с интерактивными), можно работать и используя пару "проектор-компьютер". Но тогда Вы обречены на то, что один делает, другие - нет. Конечно, Вы можете повысить эффективность, организуя диалог, привлекая к нему всех, "меняя учащихся" при выполнении задания. Будет это эффективно (насколько Вы сможете это сделать), интересно (насколько хороши задания и интерактивен ресурс). Так большинство и поступает. И неплохо, в общем получается.

Что же касается использования мобильного класса на уроке или похода в свободный от уроков информатики (или просто специально созданный для таких целей) компьютерный класс, то прежде чем туда пойти, Вам необходимо определить, действительно ли у Вас есть такие ЦОРы, которые ... (читайте страничку о свойствах современных ЦОР). Здесь еще надо не забыть, что ЦОРы можете использовать не только Вы. Не окажется ли так, что весь учебный день пройдет у ребенка за компьютером?

Да, современные ЦОР, те, которые с претензией на роль наставника-гувернера, требуют работы "один на один", а, следовательно, персонального компьютера для каждого учащегося.


Да, еще можно дать ЦОР с собой домой. Но у всех ли детей в классе есть компьютер? Нет? Ну как будет чувствовать себя ребенок, у которого компьютера нет? Вы готовы после уроков предоставить ему компьютер для занятий в школе (и приглядывать за ним во время работы, разумеется). Да? Тогда смело давайте работу с ЦОР в качестве домашней, дети будут рады.

Можно было бы использовать 2-3 компьютера в обычном классе, предлагая работать с ЦОР по очереди, подбирая ЦОР для каждого (или, если ЦОР хороший, он сам подберет для ученика траекторию).

Вот такие сложности

        ЭОР вдохновляет
 Выяснив , что применение ЭОР связано с такими сложностями, призадумаемся, стоит ли игра свеч? Ведь надо приложить столько усилий,постоянно быть в курсе новых разработок, совершенствовать свое умение работать на компьютере.

Зачем? Награда за все Ваши труды - не только пополнение
портфолио и получение грамот.
   
Самая большая награда - это интерес к процессу обучения Ваших детей, повышение интенсивности  и эффективности процесса обучения.

Посмотрите, с каким интересом шестилетняя девочка, еще не  умеющая   читать, слушает и запоминает то, что воспроизводит ей ЭОР, выбирая материал исходя из собственных предпочтений! (Надеюсь, Вас не смутит, что язык, используемый в ролике - немецкий, тут все понятно и без знания языка.


Впрочем, зачем искать хорошие примеры так далеко. Посмотрите видео.  Ученики Ольги Николаевны Сопруновой, победителя конкурса "Интерактивных дел мастер" с увлечением используют ЭОР на уроке. И пусть они это делают по очереди (интерактивная доска не дает возможность делать упражнения всем вместе), но сколько сосредоточенности, увлеченности и ответственности можно заметить в действиях ребят.
 
 
       
 ЭОР и реальность сближаются. Может, это выход?

                                                                 Изучаем другие мнения об ЭОР. Ссылки Интернет

Комментариев нет:

Отправить комментарий